ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА в РГУФКСМиТ
Миссия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)» (далее – РГУФКСМиТ) как высшей школы состоит в сохранении и воспроизводстве культуры и нравственных ценностей, продвижении науки и формировании нового поколения созидателей и патриотов.
Стратегические задачи – формирование современного квалифицированного специалиста, всесторонне развитой, толерантной, социально активной личности, обладающей высокими нравственными качествами и владеющей культурой межнационального общения и здорового образа жизни.
Особенностью студенческой среды РГУФКСМиТ является ее полиэтнический характер, обусловленный не только полиэтничностью региона (обучаются студенты из многих регионов России), но и существенным приростом в последние годы количества иностранных студентов. Существенную часть иностранных студентов составляют граждане стран Азии, Африки и СНГ.
В университете уделяется особое внимание работе с данной категорией студентов, с целью их адаптации, активной интеграции в социокультурную среду, а также мониторинга их настроений, направлений активности, социального самочувствия. Важным аспектом является адресная профилактическая работа.
В последние годы в России одной из серьезных социально-политических проблем стал экстремизм. В силу этого соответствующая профилактическая работа стала в ряд направлений деятельности, находящихся в особом поле внимания руководства РГУФКСМиТ. В вузе ведется работа, направленная на совершенствование действующей системы профилактики негативных явлений в студенческой среде.
Общая характеристика работы
Профилактика экстремизма в студенческой среде РГУФКСМиТ основана на усилении роли традиционных институтов социализации. В основе данной концепции лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Деятельность управленческих структур РГУФКСМиТ направлена на усиление и интеграцию воспитательного воздействия всех составляющих университетского пространства социализации.
Профилактике способствует вовлечение студенчества в различные формы активности, что повышает степень адаптации, способствует раскрытию позитивного потенциала в специально созданных конструктивных полях, сокращает неконтролируемое свободное время. В основе работы лежит средовой подход, когда в РГУФКСМиТ создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации работы созданы и развиваются студенческие СМИ, работающие в условиях свободы печати, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.
Особое внимание уделено спортивно-массовой работе в связи со спецификой вуза – проведение интегрирующих мероприятий с участием всего студенческого контингента: День студента, Кубок мира по футболу «Cup of Peace», кросс памяти Героя СССР Бориса Голушкина.
В эпоху глобальной информатизации невозможно представить эффективную работу по противодействию терроризму без реализации медиапроектов. В частности, в РГУФКСМиТ реализуется проект «Russian edu-planet» о студентах-иностранцах в вузе.
Реализация данной работы предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.
Уровни деятельности
1. Внешний. Использование потенциала РГУФКСМиТ для позитивного влияния на молодежную среду региона (осуществление масштабных проектов, культурных акций, социально-значимых мероприятий и т.д.)
2. Внутренний. Деятельность, направленная на студентов внутри РГУФКСМиТ, в частности:
- использование возможностей учебного процесса в профилактических целях;
-использование научного потенциала для исследования данной проблематики и разработки методик социально психологической поддержки молодежи в целях недопущения вовлечения в экстремистские организации;
- развитие университетской среды как пространства социализации и здоровьесбережения, вовлечение студентов в различные формы активности, повышение качественных характеристик университетской среды, снижающих вероятность вовлечения в экстремистские организации;
- выявление категорий, которые находятся в зоне риска «попадания» в поле экстремисткой деятельности и адресная работа: а) выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие); б) «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения; в) имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; г) носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний; д) члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект;
- поиск новых форм и внедрение в информационную политику РГУФКСМиТ технологий, способствующих противодействию негативного влияния Интернет- ресурсов на студентов.
Направленность деятельности
Основные действия РГУФКСМиТ по снижению и недопущению экстремистских проявлений в молодежной среде ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодежь в России, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля (при его наличии), разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы становится формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Цели и задачи работы
- создание условий, исключающих проявления агрессии, напряженности, экстремистской активности в студенческой среде; создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
- создание системы социальной поддержки молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- развитие конструктивной социальной активности студентов;
- поддержка и развитие студенческих объединений различной позитивной направленности (научных, творческих, спортивных, общественных и т.д.);
- поиск в пространстве РГУФКСМиТ альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.